Поводом для написания этой статьи явилась проповедь на страницах этого сайта под названием «Мертвая жизнь» (автор Leonidas Puskovas) Определенной цели как таковой я не преследовал, просто родились такие вот мысли вслух. Несколько обрывочные. Плод, так сказать, моих личных переживаний.
Не мне судить, на сколько прав или не прав автор этой статьи-проповеди. Кому как открыто, тот пусть так и поступает. Но вот что зацепило в этом эпизоде с апельсинами: автор посмотрел (или попытался посмотреть) на продавщицу глазами Христа. Да, можно назвать мысли о больном внуке просто оправданием ситуации и не желанием элементарно связываться с жуликоватой продавщицей. Но возникает вопрос: откуда пришли эти мысли? Кто подсказал? Источники, в принципе, известны. Это мог быть Дух Святой, могла быть плотская, ветхая природа человека, воспитанная на самых «правильных, гуманистических» примерах поведения и жизни в обществе, а мог быть и какой-то бес. Важно (на мой взгляд) не то, что ТЫ подумал, а важно, КТО в тебе это подумал. И для чего. Автор пишет об испытании себя. Согласен. Испытание себя состоит в т.ч. и в попытке узнать, верным ли я путем иду. По духу ли я поступаю. И если я поступаю так, как написано в Библии, это еще не значит, что я поступаю по духу. Я длительное время читаю Библию, стараюсь жить по Божьим заповедям, учусь в этом мире поступать, как поступал Христос. Но всегда ли я поступаю по духу, даже если делаю то, что делал Иисус? Думаю, что ответ будет отрицательный. Я умею делать добро. И мне это даже нравится. Ничего не поделаешь, годы христианской жизни мало помалу изменяют мышление и прививают новые привычки. И уже порой автоматически уступаешь место в общественном транспорте, помогаешь старушке перейти через дорогу. Однажды, совсем недавно, помог какой-то полупарализованной, полупьяной женщине встать с тротуара, где она ползком путалась доползти до ближайшей скамейки. Сидел перед этим на остановке на противоположной стороне улицы, ждал маршрутку. Но, увидев ползущую на четвереньках по тротуару пожилую женщину, не смог долго усидеть и на глазах у всего честного народа пошел выполнять свой христианский долг. Плохо я поступил? Конечно же, нет. По христиански? Несомненно! Но был ли со мной в это время Христос? Его ли руки поднимали тогда с земли эту женщину? Честно, я до сих пор не знаю, не уверен. «Как!» - удивятся многие. «Ведь это же поступок, наполненный милосердием, состраданием. А Христос ведь для того и пришел, чтобы любить, помогать».
Перед глазами возникает картина: слепой на обочине и проходящий мимо Иисус. Иисус идет по дороге, а слепой сидит при обочине. Иисус илет мимо. Он, (я больше чем уверен) видит слепого, но не спешит останавливаться и проявлять к нему милосердие и сострадание. В ответ на протянутые в мольбе руки Господь задает вопрос: «Что ты хочешь?» И идет дальше. Добрый, любящий Господь Иисус, Который никогда не пройдет мимо, Который всегда поможет, наивно спрашивает у слепого: «Что ты хочешь?» Да разве не видишь, Господь?! Он же слепой. Тут и без вопросов ясно: он нуждается в исцелении от слепоты! Но не спешит Господь. Задан вопрос: «Что ты хочешь?» И человек должен на него ответить. Сам. Принять решение, определиться, что ему на самом деле надо, чего он хочет. И только после этого приходит Иисус и исцеляет. Не раньше и не позднее.
Один инвалид, которому рассказывали о Христе, попросил: "Помолитесь за меня, так, чтобы у меня было все хорошо. Но пусть болезнь останется!" И объяснил: "Пенсия хорошая, терять жалко". Что ты хочешь, человек?!
С легким стыдом вспоминаю один из эпизодов моей «христианской молодости». Наша небольшая церковь была наполнена верой и оптимизмом с избытком, до краев. Еще бы! По рукам ходили видеокассеты, книги об изгнании бесов, о массовых исцелениях. И вот, исполненный веры, молодой христианин едет в трамвае, а перед ним стоят двое глухонемых и оживленно «разговаривают». После того, как один сошел, это молодой христианин (то бишь я) не долго думая подошел к оставшемуся глухонемому и как мог, попытался объяснить тому, что есть возможность навсегда распрощаться с его глухонемотой. Тот радостно что-то промычал и вот двое на безлюдной остановке «исполняют волю Божью». Все (вернее, почти все) было по библейским стандартам. Я вложил пальцы в его уши (плюнуть и коснуться языка все же не посмел) и сказал все что об этом думаю. Но он (глухонемой) ничего не услышал. И ничего не сказал, что он об этом думает. Потоптался немного, и пошел своей дорогой, а я своей. Раньше я мог думать, что исцеления не произошло от того, что я не плюнул (как следует) и не коснулся его языка (куда нужно было плевать и как касаться языка, до сих пор, правда, не ясно).Сейчас же в голову лезут совершенно крамольные мысли: «Я не исполнил волю Божью по отношению к тому глухонемому!» Говоря другими словами, я не попытался узнать, что хочет для него Господь (и что хочет он (глухонемой), и хочет ли он вообще что-то от Господа?) Думаю, что я в тот момент попытался исполнить свою волю, попытался глядеть на ситуацию своими глазами сквозь библейскую призму своей же веры и своей самоуверенности.
Вспоминается еще такой эпизодик из моей христианской жизни. Вместе с одним моим хорошим другом и братом во Христе мы какое-то время работали на одном небольшом предприятии. Изготовляли мягкую мебель. И однажды хозяин этого предприятия взял нас с собой на рынок для того, чтобы мы смогли так сказать, «и других посмотреть, и себя показать», ну, в плане нашей продукции, конечно. Ходим мы с приятелем по рядам с мебелью, посматриваем, обмениваемся впечатлениями. И нас через какое-то время «вычислили». Именно за наше «посматривание». Поняли, что мы не простые покупатели, а скорее всего конкуренты, которые пришли подсмотреть и скопировать что-то новенькое для себя. Ну, нас естественно, предупредили (по хорошему), что если на рынке появится нечто подобное, то… Мы с приятелем конечно, не испугались. Но проповедывать про Христа начали, наверное, одновременно. Завязалась беседа, в процессе которой «злые торгаши» превратились во вполне нормальных и приличных людей. И вот во время оживленной беседы, иногда плавно переходящей в легкий спор, мой брат во Христе говорит одной женщине: «Вы видите в моих глазах Иисуса?» Не помню, к чему было это сказано, но тогда это все было как-то логично, в ходе беседы. Женщина посерьезнела ненадолго, посмотрела в его глаза и вынесла заключение с легкой усмешкой: «Нет!». «А в моих» - потянулся я к женщине, желая как-то поддержать моего так внезапно униженного брата во Христе. Напротив моего лица появилось изрезанное мелкими, невидимыми издалека сеточками морщин лицо: «И в твоих – нет!» Потом мы долго не могли успокоится, все рассуждали, почему это она не увидела в наших глазах Иисуса? Сошлись на том, что наверное ей помешали это сделать бесы. Какой-нибудь бес ослепления закрыл ей глаза и она просто упустила свой шанс – увидеть в наших глазах Христа.
Потом, годы спустя мне в руки попала видеокассета с записью фильма «Бен-Гур». Что и говорить, фильм просто потрясающий. И вот там есть такой эпизод: по пути следования к месту своей будущей каторги на галерах молодой Бен-Гур вместе с другими невольниками останавливается на отдых в селении, где жил плотник Иосиф с семьей. Кто смотрел, помните эпизод у колодца, когда римский военноначальник (что-то типа наших советских сержантов) со злобным смехом отнимает у Бен-Гура ковшик с водой. Тот падает в отчаянии и изнеможении и в сокрушении молит о пощаде. И в этот момент появляется Иисус. В кадре видна только часть фигуры со спины. Но сцена так хорошо поставлена, что и сомнений нет, это – Иисус. Он подходит к солдату и смотрит на него. Просто смотрит ничего не говоря. Зритель не видит лицо Иисуса. Но видит изменения, происходящие с военноначальником. Видит его лицо. Его меняющийся взгляд. Зверь, огрызыясь, уползает в нору. Перед нами возникает робкий, испуганный своим же злодейством человек. Всего лишь несколько мгновений, но этого хватило для того, чтобы издевательства над Бен-Гуром прекратились.
Вот тогда наверное, я впервые начал осознавать понемногу, что значит носить в себе Христа. Давать Ему пользоваться твоими руками, глазами, устами. Творить Его волю именно с Ним. Ему творить Свою волю через тебя (оставляя при этом за тобой права выбора – участвовать в этом или нет). Потом долгие годы я то помнил, то забывал это откровение. То применял его на практике, то просто исполнял свой «христианский» долг..
Посмотреть Его глазами. Как, кажется, мало для этого мира. Всего-то лишь взгляд. Нет, нужно что-то сделать! Стоять на истине, например. Сколько же я на ней стоял порой! Кому-то что-то доказывал, объяснял, в чем «они» не правы. Как мне в те моменты не хватало Его взгляда! Да мне он и не нужен был тогда. Зачем?! Ведь я же обладал истиной!
Буквально на днях в моих руках оказалась видеокопия мюзикла «Вартимей» на DVD. Решил пересмотреть.
И вот в тот момент, когда толпа народа отталкивала Вартимея от Иисуса, а он упрямо кричал: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!», меня буквально накрыло какой-то волной. Волной жалости что ли к себе. Сожаления, что все у меня не так, не то! Разочарования в том, что долгие годы жил в слепоте. И я вместе с Вартимеем вдруг залился слезами и воплями: «Господи! Прозреть!» Ничего мне не надо. ПРОЗРЕТЬ! Благо, дома никого в тот момент не было. Смотрел и рыдал как младенец. Сорокалетний мужик, имеющий опыт работы, неплохо зарабатывающий, имеющий уважение среди коллег по работе, что-то там из себя мнящий и представляющий смотрел видео и беспомощно рыдал, срываясь на фальцет. Не стыжусь об этом говорить. Потому что это не была какая-то моя слабость или малодушие. В присутствии Господа никто не устоит! Это было сокрушение, обновление, очищение. И прежде всего – очередная ступенька к осознанию того, насколько сильно я нуждаюсь в Господе. Насколько мало я представляю что-то сам по себе. Весь мой опыт, все мое умение ничто! Без Него – ничто!
И моя попытка смотреть на мир Его глазами – ничто. Большая разница: я смотрю на мир Его глазами и Он смотрит на мир моими глазами. Когда смотрю я, то вижу и пропускаю все через свое сердце, через свое мировоззрение и миропонимание. И в моих глазах мир видит только лишь меня. Но когда Он смотрит моими глазами, т.е. когда я, как написано в Рим.6:13 предоставляю свои члены в орудие праведности, мир видит в моих глазах Христа. И что самое главное, в тот момент я и не подозреваю об этом. В тот момент я просто увлечен Господом, захвачен, накрыт. Я творю Его волю и это моя пища! Мне больше ничего не надо и мне и дела нет до того, что видит мир в моих глазах. Да мир и не думает отождествить меня и Его. Просто что-то происходит. Просто зверь в том римском воине уползает в нору и на его место, хоть и не на долго приходит человек.
Но вернемся к нашим апельсинам, больному внуку и продавщице, которой не у кого занять денег на лечение внука. Как мне кажется, проблема многих христиан заключается в том, что они попросту не знают, не научены, не могут в конце концов ходить в этом мире с Христом. Ведь Его слова: «Без Меня не можете делать ничего» как раз и говорит о жизни по духу. Максимум, что порой мы можем сделать, это порассуждать внутри себя о том, что мы видим или о том, что мы хотели бы видеть. Порассуждать и посоветоваться с самим собой а не с Господом. Принятие решения на основе своих соображений и предположений это и есть помышления плотские, которые несут смерть. Но в то же самое время мы должны не бросаться в другую крайность и не становиться черствыми циниками, говорящими направо и налево истину без Божьей любви. Истина без любви говорит: «Нужно поставить на место эту воришку и не позволять ей больше обкрадывать меня и других». Любовь без истины нежно шепчет: «А может, у нее дома внук больной, а денег нет и занять негде».Но вот что хочет от тебя Сам Господь в данной ситуации?
Господь знал всех и не нуждался, чтобы кто-то Ему рассказывал чью-то биографию. Знал каждого настолько глубоко, насколько мы не сможем понять самих себя и за целую жизнь. Знал мотивы поступков грешников. Слыше вопль и вой: «Господи! Вот женщина взята в прелюбодеянии. Нужно по закону побить ее камнями!» Но Господь точно знал, почему она этим занималась. В Библии не написано об этом. Может, у нее денег не было, а дома были больные, голодные дети… И она перешагнула через все ради их спасения . Правильно она поступила? По христиански? Господь знает. И говорит, глядя в глаза: «Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши». Он знал мотив ее поступков и простил. Интересную мысль примерно на эту же тему я нашел в произведении А.С.Экзепюри «Цитадель».
«…избавив вора от нищеты, Я не избавлю его от желания воровать, и осуждаю беспокойство, толкающее вора на преступление. Он заблуждается, думая, что зарится на чужое золото. Золото светится, как звезда. Любовь, пусть даже не ведающая, что она – любовь, нуждается только в свете, но не в силах человеческих присвоить себе свет. Мерцание завораживает вора, и он совершает кражу за кражей, подобно безумцу, что ведро за ведром вычерпывает черную воду родника, чтобы схватить луну. Вор крадет и в мимолетное пламя оргий швыряет прах уворованного. И снова стоит в темноте за углом, бледный, словно перед свиданием, неподвижный из страха спугнуть, надеясь, что именно здесь он отыщет однажды то, что утолит его жажду. Отпусти Я его на свободу, он снова будет служить своему божеству, и завтра же моя стража, если я пошлю ее подстригать деревья, схватит его в чужом саду: с колотящимся сердцем он ждал улыбки фортуны. Но его первого Я укрою своей любовью, потому что усердия у него больше, чем у благоразумного в его лавке..»
Именно благодаря тому, что через твои глаза на мир взглянет Иисус, ты сможешь понять нечто большее, чем поступок человека. Ты узнаешь его мотив. А узнав и поняв мотив, ты не сможешь относится к кому-то так же, как относился прежде. Камни выпадут из твоих рук. В моей жизни были такие случаи, когда я радикально менял отношение к человеку (в лучшую или худшую сторону) потому, что узнавал его лучше. Начинал видеть его сущность, суть его слов, поступков. Не зря же говорят: «Не все золото, что блестит».
Большую часть своего негодования и возмущения Иисус направлял на фарисеев и законников. На религиозную элиту того времени. Но в тоже самое время Он прекрасно видел среди этой однообразной на первый взгляд людской массы горящие сердца. Взять хотя бы к примеру разговор с законником (Лк.10:25-37) и обращение к фарисеям (Мф.12:34) Есть разница?
Оставляю статью как бы незаконченной. Честно признаюсь, даже и не знаю, как это сделать. Писать какие-то заключения, выводы? Может, кто присоединиться и допишет свое, наболевшее?
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Задан вопрос: «Что ты хочешь?» И человек принимает решение, что ответить, что выбрать.
Остро поднята тема "духа и плоти". Без Духа всё мёртво, даже самое "доброе и гуманное". Лишь Дух оживотворяет, т е "даёт жизнь". Шире: спасает, исцеляет, открывает истину, даёт существованию смысл.
Спасибо, Вик, очень полезные, для меня во всяком случае, размышления.
К слову: у вас замечательная церковь, если есть такие "плоды", как ты и Иришка!
С Христовой любовью. Комментарий автора: Спасибо, Свет. Я там добавил немного, кстати. Буду исправлять по ходу. Обычно то, что пишу, "вылеживается" какое-то время. Потом свежим взглядом правлю.А тут "припекло", что-то так захотелось побыстрее все это написать и положить на сайт. Это больше похоже на форумный пост, чем на рассказ или статью. Так, эмоциональные обрывки мыслей и чувств. Жду отзывов (желательно с критикой) Надеюсь благодаря им что-то подправить.
Стас
2007-08-21 07:55:01
Думаю, это вполне законченное произведение. Мысли высказаны, хотя и присутствует спонтанность, о которой автор сам упомянул. Делать выводы за читателя - необязательно.
Автор навел на некоторые мысли. Иисус не один раз проходит мимо. Он хотел пройти мимо апостолов, когда они бедовали в лодке. Он говорит, что Бог знает нашу нужду, тем не менее, Его надо настойчиво просить. Здесь надо сделать какой-то богословский вывод о том, что Бог обычно "проходит мимо", и надо проявить настойчивость, хватая Его "за полу". Видимо, это связано с тем, кто в данный момент является князем (богом) этого мира. Здесь Иисус не является "примером": человек не должен проходить мимо. Делать или не делать добро - для нас вопрос не стоит. Вопрос в том, чтобы мотив был правильный: Христос во мне делает (а не я во Христе - здесь большая разница). Другими словами, чтобы не моя праведность делала, а Христова. Комментарий автора: Спасибо,Стас,за внимание к моему труду. Вот эта фраза не совсем понятна: "Делать или не делать добро - для нас вопрос не стоит. Вопрос в том, чтобы мотив был правильный" Но ведь если мотив будет неправильный,т.е. не отвечающий библейским требованиям, так сказать, то "добро" уже и не добро. Хотя на наш взгляд вроде бы как все и правильно. И почему Иисус не может быть примером во всем? Если Он проходил мимо ситуации, зная, в чем истиная суть происходящего, то не должны ли и мы поступать так же? Я имею в виду не проходить мимо ситуации, где, возможно, нужно наше доброе участие, а поинтересоваться быстренько так у Бога: "Нужно ли мне останавливаться, или же продолжать идти?" Ведь Иисус не делал ничего, пока не видел Отца творящего. И для нас единственный стандарт и пример - наш Господь. Или я что-то не так понял в Вашем отзыве?
Стас
2007-08-21 23:38:52
Я думаю, можно делать добро и без Бога (если не придираться к терминам). Делают же неверующие и добрые поступки, которые, впрочем, Бога не прославляют и в царство небесное их не ведут? Могут и верующие делать добро «не в Бога», тем не менее, всё-таки лучше сделать доброе, чем не сделать (кто разумеет делать добро и не делает – тому грех). Это я о тех случаях, когда верующий имеет не совсем чистые мотивы (испытывает удовольствие от того, что это видят другие; немного думает о пользе, которую «нечаянно» поимеет и т.д.). Но это не должно мешать его стремлению делать доброе даже без вознаграждения с небес, совершенствуя свою внутреннюю природу. Другими словами, помочь той женщине должен каждый верующий, даже тот, кто не слышит указаний от Бога или не чувствует себя в правильном духе Христова делателя.
Следует признать, что это мое убеждение колеблется твоей мыслью о том, что любовь должна быть с истиной, а истина – с любовью. Видимо, все-таки есть исключения. Есть одна крайность безрассудного «делания добра» во что бы то ни стало: подать милостыню «на опохмел» человеку с перегаром, или избавить от последствий того, кому полезнее их расхлебать и научиться. Но тут начинает прослеживаться другая крайность, когда вместо помощи начнем стоять и рассуждать – от Бога ли это? И, уйдя от простоты, не поможем. Простой пример – в Индии можно наблюдать людей, равнодушно проходящих мимо умирающего от голода или больного человека: такова его карма; а вдруг своей помощью я сделаю вред, продлю его мучения на Земле? Можно сказать, что истина посередине, но лучше понять, что дело все-таки в мотивах: одного, подавшего пьянице, Бог оправдает (простодушного), другого (легкомысленного) – обвинит. Итак, делая добро, стремимся, чтобы всё больше очищались мотивы, прославлялся Иисус. Иначе легко впасть в суд и лицеприятие.
Насчет того, что Иисус – не всегда для нас пример. Думаю, неправильно будет зайти в православный храм и разгромить киоск со свечками, или отказаться от родных ради общения с верующими. Некоторые Его поступки были ситуационными. Другие – проявлением Его власти, которая нам принадлежит опосредованно – насколько Иисус в нас. (Кстати, помнишь, как ты пытался копировать Иисуса? Про себя скромно промолчу). Неразумно копировать Его поступки. Правильнее быть в Его Духе – тогда поступки будут, возможно, другими, но их дух правильным.
Удивлен, насколько наша с тобой реактивность одинакова (это я про сопли и вопли). Еще иногда меня, толстого взрослого мужика, бросает в пляс от какого-либо совсем простого откровения, например, что Бог – свят. (Только никому не говори!).
Нина
2007-08-22 09:08:13
Здравствуйте, Vik и все остальные участники дискуссии!
Очень хорошая тема поднята тобой, Vik: можно сказать, животрепещущая. И написано так живо, волнующе, из сердца...И заставляет размышлять. И одно звено тянет за собой целую цепочку...
Меня тоже беспокоит этот вопрос. Лично для себя я нашла на сегодняшний день ответ, во-многом похожий на ответ Стаса: добро делать нужно, даже не рассуждая, почти рефлекторно. В первую очередь, конечно, когда это происходит на твоих глазах и оказать помощь - в твоих силах. И видно, что человек, даже не прося об этом, явно нуждается в помощи. Ну, там, упал на улице или кто-то его явно оболгал, а ты свидетель или ещё что-то...(о ситуации с апельсинами не читала, поэтому не могу ничего сказать). В таких случаях достаточно услышать свою совесть. Или представить себя на месте другого - а ты бы нуждался в помощи?
Если мы, верующие, пройдём мимо, думая, что Бог нам не говорил помогать здесь - то можем вскоре сами попасть в подобное - не в наказание, скорей, а в воспитательных целях - чтобы нам пережить, каково, когда мимо тебя равнодушно проходят другие.
И потом, что значит "Бог не говорил"? Разве в Слове не сказано: "Я был голоден - и вы не накормили Меня, был наг - не одели Меня, был болен - не посетили и т.д." По-моему, этим сказано всё.
Ясное дело - ты не накормишь всех голодных, не приютишь всех бездомных, не посетишь всех заключённых и больных. Но когда Бог даёт им как-то соприкоснуться с тобой - Он явно имеет в виду тебя.
В идеале, в нашем духе должно крепко сидеть - помогать ближнему (на основе заповедей). Но, наверное, в дух это сразу не приходит - лишь по мере физического, морального и духовного взросления.
Воспитанные люди помогают ближнему исходя из веления разума и совести.
А у прошедших через страдания это "записано" на всех уровнях - и в совести, и в разуме, и в сердце. Поэтому у них это не просто со-чувствие и долг, а со-страдание, любовь, т.е. больше глубины в их отношении.
А у познающих Бога (не религиозно) к этому всему присоединяется ещё и послушание Ему.
Но твою точку зрения, Vik, о том, что надо спрашивать Бога, я могу разделить
в том случае, когда отвлечение человека на добрые дела может помешать исполнению его личного предназначения.
Например, один проповедник призывает всех верующих выходить на улицы и евангелизировать. Чем не доброе дело? Однако у других может быть совсем иное призвание, и в часы евангелизации Господь призывает его, например, сесть за письменный стол или делать что-то иное.
Например, у меня был долгий период, когда Бог вёл посещать больную-колясочницу. Но когда Он дал мне хорошую такую нагрузку в исконно моём предназначении, Он просто не оставил мне времени на посещение больницы.
И сразу появились другие люди, кто смог меня заменить. Но я не сразу поняла Господа и по привычке всё ещё пыталась нет-нет да выбираться в больницу. И тогда Он начал "ставить мне палки в колёса" - то какая-то нестыковка, то транспорта нет, то ещё какие-то преграды... В общем, надо нам учиться замечать Его водительство.
И ещё, служение в предназначении - дело такое, что и тут нельзя успокаиваться, нужно всегда ухо востро держать. Замечаю, когда я начинаю где-то "прятаться" за свою занятость служением и допускаю в сердце равнодушие - Господь строит обстоятельства так, чтобы я снова соприкоснулась с чужим страданием. А не пойму - даёт пострадать мне, допускает мои раны и боль. Это помогает вновь обрести чувствительность к боли других людей и желание им помогать, но на новом, более масштабном уровне. Если для облегчения их положения нужны большие деньги - искать и аккумулировать средства для них. Если для помощи им нужны дары исцеления и т.д.- достигать большей близости с Богом, больше молиться и поститься, чтобы дары проявлялись и вытаскивали людей из их тесноты.
Но самое главное, конечно, не потерять за всем этим Самого Господа. Через наши добрые дела Божья слава должна увеличиваться на этой земле. А мы будем привязываться к Нему всё силььнее и сильнее.
Главное, не загордиться в добрых делах и всегда хранить ощущение того, что ты ещё ничего не понимаешь, что такое истинное добро, истинная любовь.
По мере того, как открываются новые глубины любви и прощения, меняются даже твои молитвы. И видишь, что молитвой с любовью можно творить куда больше добра человеку, чем порой физическим действием, чем молитвой законника или увещеванием.
И самое последнее (что-то я расписалась не на шутку), когда Бог перевёл тебя на новый уровень, и придал твоему служению новый масштаб - никогда не становиться снисходительным к повседневным добрым делам других людей, может быть, кажущимся нам мелкими. Почитать их равными себе и даже высшими себя. Ведь делаешь не ты, а Господь.
Во многом соглашаясь со Стасом, не соглашусь однако в том, что он пишет об ощущении, что Господь в тебе, а не ты в Господе. По-моему, здесь нужно обоюдное пребывание друг в друге: и Господь во мне, и я в Господе. Это трудно объяснить словами... Наверное, это подразумевает большее проникновение, что ли... Господь во мне - это Его величие дел, это Его мудрость, это Его любовь, направленные через меня на других людей.
А я в Господе - это ощущение себя песчинкой. Я в Господе - это Его защита вокруг меня, это Его любовь, направленная ко мне. Это ещё большая зависимость меня от Него.
Aleks
2007-08-22 19:31:55
Спасибо брат Виктор за ваши размышления. В последнее время Господь подводит меня к осознанию чего-то подобного, но все это еще не совсем сформировалось и потому мне очень сложно передать суть на словах. Не могу всего объяснить, но думаю вы и так меня поймете. В отзыве на статью брата Леонидаса я настаивал на том, что необходимо было вывести продавщицу на чистую воду, но в глубине сердца имел в виду совсем иное. Я не знаю как бы я поступил в той ситуации, но тоже уверен, что оправдать, равно как и сухо обличить было бы не правильно. Однако дело даже не в том как надо было поступить в той ситуации, ведь суть статьи брата Леонидаса сводилась совсем к иному. Все упирается в отношение между нами христианами и именно здесь мы должны искать пути примирения невзирая на разногласия. Категоричность некоторых христиан подрывает саму основу Церкви и смотреть на это очень и очень больно.
Благословений вам и мира Божьего.
Стас
2007-09-20 08:20:32
Еще раз хочу вмешаться в процесс: появляется другое понимание. Оно еще не вполне сформулировалось, но вы поймете.
Дело в том, что вопрос: как поступить в данной ситуации - сформулирован не в той плоскости. Это пережиток закона в нас: вычислить и расписать все правила, разложить всё по полочкам. Вопрос должен ставиться не о нечестной продавщице, и как в связи с ее поступком поступить, а про нас. Кто ты? (Как читаешь?) Насколько Христос в тебе? Если ты справедливый судья - обличишь ее. Если милостивый - посмотри ей в глаза, чтобы она поняла, что ты все видел: пусть ей станет стыдно не от твоих слов, а от своей совести. Если миротворец - тихо уйди, чтобы нечаянно не навредить даже самую малость. То же сделает терпеливый. Насколько достиг твой духовный уровень - так и поступи, не лицемерь. И всё это будет правильно - не по отношению к продавщице, а по отношению к тебе. Не закон тебя научил: делай так-то и так-то, а твоя сыновья любовь к Богу. Получается, правильные поступки и мотивы могут быть разными (кто-то даже может дать ей пощечину!) - но все в Божьем духе, из чистых побуждений, в любви.
Точно также некоторые задают вопрос: а вот если при мне будут бить/унижать мою жену и детей, что я должен, как верующий, делать? А если чужую жену и детей? И начинается вечный спор деноминаций. На самом деле, чего лезть не туда раньше времени? Если случится - тогда просто узнаешь, кто-ты: воин или молитвенник. А с некоторыми такое вообще случиться не может! Комментарий автора: Да, всему свое время.Кто на что способен. Лишь бы быть искренним перед Богом. Просто у каждого свой уровень, свой путь, свое служение. Иногда неверующие провоцируют: "А что ты будешь делать, если вдруг?..." Я раньше что-то доказывал, объяснял. А сейчас говорю: "Поживем - увидим. Как Бог даст"
Наталия
2007-12-30 11:37:08
Очень глубоко. Благословений
Наталия
2007-12-30 11:44:55
Вы очень точно заметили, что Бог начинает двигаться на решение сердца человека: "Что ты хочешь?" Многие вещи в жизни христиан не происходят потому что они не находят времени остановиться и заглянуть в свое сердце и увидеть свои истинные желания. Но как только это происходит, Бог изливает благодать на благодать и человек думает:"А где все это раньше было?" Да там же, в сердце, которое прошло несколько стадий, прежде чем стало доброй почвой, приносящей урожай в 30, 60 и 100 крат. Как я желаю всем распахать свое сердце для Господа! Это стоит того!
Валентина Корецкая
2009-09-08 15:33:44
Интересные ассоциации возникли после прочтения этой статьи.
Почему-то вспомнила доброго самарянина" и подумала : а что было бы если он также как и предыдущие люди прошел бы мимо?
Ведь мог человек задуматься, что двигает им?
Иногда спонтанные поступки свидетельствуют больше о внутреннем мире человека, чем размышления и мысли.
Например: твой поступок, Виктор, с полупарализованной женщиной, мне сказал больше, чем твои слова.
Я не против размышлений, но я против философии мысли.Иногда можно уклониться так в философию, что забудешь о том, что имеешь свободный выбор.Да, мы инструменты в руках Бога, но не марионетки.
Есть разный возраст Христов.Размышления о зрелости, которые ты, Виктор, хотел донести до читателя, чтобы смотреть на все Его глазами приходят только с
годами.
А вот в детстве тоже есть своя изюминка. Комментарий автора: Да, Валя, ты, конечно же, права. Пока будешь думать да взвешивать, все страдальцы поумирают, не дождавшись нашего решения поступать по духу или по плоти. Ты верно подметила, что все эти философствования нужно совершать параллельно с нашими делами милосердия. И конечно же, нужно быть и оставаться детьми (Божьими) т.е. искренними, простодушными, любящими Отца и Его детей не "за то, что...", а "потому что...". Ну и возрастать конечно и в познании Его воли и в практике христианской жизни. Дабы то, что в детстве было изюмом, к зрелым годам стало черносливом)))
брат Cева
2009-09-08 19:03:55
Мир вам.
Краткость - вот сестра таланта и верная спутница мудрости.
Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей?
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.
во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога.
(Екклесиаст, Притчи)
Мудрость подразумевает способность, можно сказать талант, кратко выражать мысли.
Человек не могущий кратко выражать мысли - пытается множеством слов утаить свое невежество.
Хотя готов говорить на любую тематику, имя его – краснобай (Пиллигрим)
По какой бы дороге ни шел глупый, у него всегда недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп. (Екклесиаст)
кто такие "Иеговы". Откройте глаза - источник Справочник
По благословению Преосвященного Иоанна Епископа Белгородского и Старооскольского,
Председателя Миссионерского Отдела МП РПЦ
2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы
матрицы
"Экология духа, оккультизм и язычество"
"Новый Акрополь"
"Церковь Адамитов"
"Белое Братство"
"Международный центр космического сознания"
Группы славянского язычества: группа Доброслава
"Экология сознания"
"Движение Грааля"
Последователи учения Карлоса Кастанеды
Ассоциация "Колыбель Сибири"
Центр йоги "Крылья совершенства"
"Семья Детей Бога"
"Ошмарий-Чимарий"
"Внутренний круг" последователей Порфирия Иванова
"Рэйки"
"Энерсенс"
Розенкрейцеры: "Международная Школа Золотого Розенкрейца"
Группа В.Столбуна
"Троянова тропа"
"Церковь Последнего Завета"
"Международный эзотерический центр "Vita"
Некоторые группы религиозного движения "Нью Эйдж"
Группа О.Андреева
Храм "Шеол"
Группа Марии де Эльфана
"Белая экология"
"Стрелы Урилы"
"Удмурт Вось"
Некоторые группы нейролингвистического
программирования
"Школа Диворга"
"Тетрада"
"Орден Храма Солнца"
Центр "Единение"
Бажовцы
Зеленое братство
Школа единения "Всеволод"
"Академия Золотова"
3. Религиозные группы и деструктивные религиозные организации восточной
ориентации
"Ананда Марга"
"АУМ Синрике"
"Радха Соами Сатсангх"
"Брахма Кумарис"
Последователи Бабаджи
"Бахай"
"Шри Чайтанья Сарасват Матх"
Культ Шри Чинмоя
"Международное Общество Сознания Кришны"
"Миссия Божественного Света"
Культ Раджниша (Ошо)
Центр "Униведа"
"Сахаджа-йога"
Культ Сатьи Саи Бабы
"Трансцендентальная медитация"
Тантрические секты: "Тантра-Сангха"
Миссия Чайтаньи "Институт Знания о Тождественности"
"Тоицу Кекай"
"Восточный Дом"
"Белый лотос"
Культ Ауробиндо Гхоша
Центр "Ананда"
4. Деструктивные религиозные организации западной ориентации
"Богородичный Центр"
"Свидетели Иеговы"
"Церковь Объединения"
"Церковь Откровения"
"Церковь Христа" (Бостонское движение)
"Семья"
"Ревнители истинного благочестия"
Религиозная организация "Традиции, семья, собственность"
Общество трезвенников братца Иоанна Чурикова
Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
Секта скопцов
5. Коммерческие культы: "Гербалайф"
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ,
тоталитарная секта) (куда входит и «свидетели Иеговы» - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся
социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя
деструнтивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся
в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц
(руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над
сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и
осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния
неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и
лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и
зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.
То, что некоторые религиозные организации практикуют контроль дознания
своих адептов, то есть воздействуют на их психику с целью установления
полного контроля над ними, отнюдь не "плод клеветнических измышлений
профессоров Кондратьева и Полищука", а, к сожалению, является реальностью,
что подтверждается опять же целым рядом весьма авторитетных экспертов и
отражено в целом ряде авторитетных документов, например:
· Постановление Государственной Думы РФ "Об обращении Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской
Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных
организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996
г.: "... их стремление полностью завладеть человеком, уничтожить все ею
свободные связи с миром... Тоталитарность - культивирование слепого
подчинения авторитету, жесткая организация, всеобщий контроль за всеми
сторонами жизни адептов... Многие деструктивные религиозные организации...
широко известны на Западе множеством судебных процессов о нанесении
психического и физического ущерба адептам";
· Справочник, выпущенный экспертами Российской Академии государственной
службы при Президенте Российской Федерации и Комитета по связям с
религиозными организациями Правительства Москвы: "Это связано с тем, что
разработанная Л. Рон Хаббардом "программа очищения" ведет к полному и
безропотному подчинению ее адептов руководству Церкви";
· Аналитический вестник Аналитического управления Федерального Собрания
Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных
религиозных организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8".- Выпуск 28,
1996 г.);
· Информационный материал к Приказу Министерства здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации от 19.06.1996 г. No 254 "Об
отмене "Методических рекомендаций "Программа детоксикации" :
"Проведенные в ряде стран государственные экспертизы показали антинаучность
и разрушительное действие методологии Л. Р. Хаббарда на организм человека и
его психику... Саентологи, не имея лицензии, используют методы
гипнотического воздействия на психику человека" ……
Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и
"тоталитарная секта". Сектами можно названо большинство новых религиозных
движений как выходцев из (ответвлений от) каких-либо традиционных религий, и
это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то
плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее
влияние на традиции пародов, сами постепенно превращаясь в мощные
религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только
какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди
всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых
идет вразрез со светскими законами ("АУМ Санрике", "Свидетели Иеговы",
"Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над
людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.), то есть
религиозных объединений деструктивного характера или иначе - деструктивных
религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них,
называют также "тоталитарными сектами" ("тоталитарное религиозное
объединение", "деструктивный культ"). Криминальный характер таких
организации хорошо замаскирован, но тем не менее он проявляется в виде
различных громких инцидентов
В настоящее время на судебно-психиатрической экспертизе в ГНЦ им. В. П.
Сербского находятся несколько лиц, совершивших опасные деяния, связанные с
идеями, содержащимися в учениях деструктивных религиозных организации, в их
числе последовательница "Свидетелей Иеговы", убившая своего малолетнего
ребенка
Предвидя взрыв эмоций в среде наших оппонентов по поводу "неэтичности",
"некорректности", "незаконности", "юридической неправомерности" и т.п.
предлагаемых определений, мы отдаем себе отчет в том, что формулировки -
сырые, требуют обсуждения и дальнейшей проработки, что в законе их нег
(должен же кто-то их в закон предложить). Но и закрывать глаза на реальную
действительность, которая сложилась ныне в России, мы не можем. В нашей
стране, по данным специалистов, сейчас насчитывается от 3 до 5 миллионов
адептов религиозных сект, из которых в возрасте до 18 лет - около 500 тысяч, а от 18 до 25 лет - 1 миллион человек (оценить в этой цифре долю,
соответствующую численности адептов деструктивных религиозных организаций,
проблематично, хотя ориентировочно оно составит около 500-900 тысяч
человек). В Итоговом документе круглого стола на тему "О соблюдении
конституционного принципа свободы совести", прошедшем 27 декабря 1996 г. в
Палате по правам человека Политического консультативного совета при
Президенте Российской Федерации, приводятся, мягко говоря, не совсем научные
и корректные выкладки (далее - почти дословно) о том, что, если из цифры
13078 (общее количество религиозных объединений в России) вычесть цифру 7195
(количество религиозных объединений Русской Православной Церкви), то
получится число, соответствующее тому количеству деструктивных религиозных
организации, которое приводится в средствах массовой информации, из чего
делается необоснованный вывод, что к деструктивным культам средства массовой
информации относят все остальные религиозные объединения, кроме Русской
Православной Церкви.
Но это - абсолютно неверный вывод, потому что очень большое количество
деструктивных религиозных объединений вообще не регистрируется. И примерами
тому - "Церковь Христа" (в некоторых областях), "Церковь сатаны", "Белое
Братство" и многие другие. Некоторые деструктивные религиозные объединения
регистрируются как общественные организации или коммерческие фирмы. В
Справочнике Российской Академии государственной службы при Президенте
Российской Федерации в отношении религиозного движения "Бахай" написано
следующее: "В настоящее время в России имеется более 350 общин бахай,
большинство из которых не зарегистрировано". Как сообщила в интервью
областному радио заместитель главы администрации Еврейской автономной
области по связям с общественными организациями Д. Королькова, сегодня
только на территории ЕАО действует не менее семидесяти нигде не
зарегистрированных религиозных организаций самого разного толка и
направлений. По ее словам, многие из них, кроме вреда, ничего другого
принести не могут
Давление со стороны Православной церкви и общественных организаций
Румынии заставило группу "Свидетелей Иеговы" отменить международную
конференцию, которая должна была пройти в Бухаресте. Румынское правительство
сочло проведение конференции неприемлемым. Президент Латвии Гунтис
Улмапис выступил с повой законодательной инициативой, суть которой состоит в
том, чтобы определить ответственность незарегистрированных религиозных
организаций за нанесенный гражданам физический и психический ущерб. Поводом
для письма президента парламенту послужила смерть 17-летней девушки,
последовательницы организации "Свидетели Иеговы", которая по религиозным
убеждениям отказалась от переливания крови. Министерство юстиции Латвии
отказало "Свидетелям Иеговы" в регистрации весной 1996 года. По мнению
президента, соответствующими нормами должны быть дополнены Закон о
религиозных организациях и Уголовный кодекс Латвии
В российских регионах, осознав опасность деструктивных религиозных
организаций, уже начали принимать нормативные акты по ограничению их
деятельности. Одним из первых был подписан закон "О миссионерской
(религиозной) деятельности на территории Тульской области". Он послужил
образцом для принятия аналогичных актов в Тюменской, Рязанской и ряде других
областей. Тверская и Калининградская думы издали сходные постановления (от
21 февраля 1995 года и 11 января 1996 года "О религиозных объединениях,
входящих как структурные подразделения в религиозные зарубежные организации,
находящиеся вне юрисдикции Российской Федерации". Законодатели этих областей
запретили регистрацию всех без исключения религиозных объединений, входящих
"в зарубежные религиозные организации". Чуть позже появились ограничивающие
деятельность иностранных миссионеров хабаровский и ярославский законы. Закон
Республики Калмыкия "О свободе совести и вероисповедания", принятый Народным
Хуралом в октябре 1995 года, предоставляет ряду конфессий статус
"традиционных в Республике Калмыкия", устанавливая для них ряд преимуществ, прежде всего право собственности на землю. Работы по
строительству религиозных и ритуальных объектов, в соответствии с указом
президента Чувашской Республики Федорова, будут финансироваться из бюджета
только для "избранных" религиозных объединении (местной епархии Русской
православной церкви и Духовного управления мусульман). В настоящее время уже более двух десятков субъектов Федерации приняли подобные
законодательные акты.
Валентине Петровне Самсоновой посвящается - Леонтий Жидков Сестра-благовестница ездила, что бы проводить служение в родную деревню Ломы Ульяновской области, в этот раз доехать не смогла, умерла прямо на остановке автобуса. "Острая недостаточность коронарных сосудов..." (из медицинского заключения)